В последний день випассаны на курс, на котором я служил, приехал новый учитель, который поведет уже следующий курс. Его зовут Петр, с виду обычный человек. Он с приезда пообедал с нами-служащими за одним столом и попутно мы ему задавали вопросы, как по поводу практики, так и в общем, по жизненным ситуациям.
И тут интересно не столько то, что он отвечал, сколько свое состояние, когда сидишь рядом и общаешься с этим человеком. Общаясь он словно транслирует свое восприятие, создается ментальное поле в котором находишься, и оно меняет состояние сознания. Очень хорошо почувствовал его, и мне это капитально вставило)
У Петра совершенно другая парадигма мышления, сознания. Тотальное осознавание. Вообще нет реакций на что-либо. У нас обычно очень много подсознательных и осознаваемых реакций. У него они полностью отсутствуют.
Например, у него также возникают желания, но не происходит каких-либо реакция в уме или теле по отношению к ним. Нет отношения, нет возникает влечения и отвращения. Они возникают в уме, осознаются и исчезают. И просто делает осознанный выбор – следовать ли или не следовать какому-либо из них. Оно просто как информация, оно не побуждает идти и делать. Только осознанно принимаются решения. Это потрясающее ощущение внутренней свободы. Чистое тотальное постоянное осознание. Это просто охренеть)
Я сам стараюсь практиковать сатипаттхану – это постоянное осознавание состояния ума, мыслей, отождествлений, действий своих, эмоций и ощущений. Но понятно, что у меня это получается только фрагментарно и эпизодически. И думал – неужели таким осознающим можно стать, как будда или кто-то еще. А здесь – прямо перед глазами - практик, для которого это просто обычное естественное состояние. Это насколько другое, совсем другое состояние сознания.
И для него, по моему восприятию, нет ничего «личного». Нет отношения к чему либо. Например нет «моих» ощущений. Есть просто «какие-то» ощущения. Как, считается, говорил будда: «вы идете по парку и видите опавшие листья, которые лежат на земле или ветер их несет куда то или кружит. Такое и должно быть ваше отношение к вашим эмоциям и к ощущениям – как к этим листьям.» Отсутствие хоть малейшей собственности и значимости по отношению к ним. Есть восприятие, но нет вообще какого либо отношения.
У него отсутствует такое понятие, как личная любовь. Хотя он женат. Для нас это нормально – «я люблю кого-то…» Есть отношение. А у учителя - чистая безусловность. Не то, что он может выбирать я люблю личной любовью или безусловной, а у него просто нет личной. Это понятие просто отсутствует в его парадигме сознания, не использует он это в жизни.
Понятно, что все что я тут говорю – это по моему восприятию его. Я сидел 9 дней медитировал перед этим, занимался, осознавал, проживал какие то свои штуки. Много прошел чего. На 10-ый день приезжает учитель новый, и я просто побыл в его обществе. И чем тогда я занимался эти 9 предыдущий дней, какие же они были бестолковые … ) Какой в них был смысл, что я там вообще делал, смешно)
И еще опыт с ним, стоял просто рядом какое-то время, примерно на расстоянии метра, боком к нему. И в той стороне тела, руке, которая была ближе к нему, были очень сильные ощущения. Жара, как жгло, сильной потока энергии, физически ощущалась. В другой стороне тела ощущений особых не было. Что говорит от том, какая же у него сильнейшая энергетика, поле. В присутствии Петра себя по особенному чувствуешь.
После этого момента мы пошли на випассану и она совершенно по другому прошла у меня, чем обычно. С одной стороны она была очень глубокая и сильная по осознанию, про осознаваемым ощущениям. А с другой стороны – происходило тотальное очищение) Лились слезы и сопли сами собой) Перед медитацией я сходил в туалет, но все равно сразу же сильно захотелось туда снова. Плюс желудок также постоянно стал звать в туалет) В общем очищение происходило через все возможные отверстия) И это именно психосоматическая реакция тела – как результат общения. До этого ни одного из таких симптомов не было.
Это опыт дает понять, вообще зачем сидишь, зачем медитируешь, зачем вообще все это делаешь. Вот реально то к чему ты можешь прийти, как мотивация. Я в медитации себя иногда спрашиваю: «кто я есть?», «Кто медитирует?» и это успокаивает и углубляет ум. Для учителя же с отсутствием у него личного, такой вопрос просто лишен смысла, отсутствует в его парадигме сознания.